Цветок с семенами парашютиками
Одуванчик
"Они рвали золотистые цветы, цветы, что наводняют весь мир, выплескиваются с лужаек на мощеные улицы, тихонько стучатся в прозрачные окна погребов, не знают угомону и удержу и все вокруг заливают слепящим сверканием расплавленного солнца. " (Р. Бредбери, "Вино из одуванчиков")
Заглянув в собственное детство, каждый из нас обязательно обнаружит там солнечный летний день и венок из одуванчиков. А еще собственные ладошки, перепачканные млечным соком; желтый от пыльцы нос и летящие по ветру пушинки-парашютики. Такой вот одуванчик цветок-игрушка. И даже название у него детское – уменьшительно-ласкательное. Но американский писатель не преувеличивал, утверждая, что одуванчики "наводняют весь мир", они действительно повсюду – на всех континентах (за исключением Антарктиды) и во всех климатических поясах.
Специалисты насчитывают несколько сотен видов этого растения семейства сложноцветных. Правда, только они и отличат один вид от другого – по незначительной разнице в листьях и корнях. Такое однообразие объясняется тем, что у этого удивительного растения семена образуются без оплодотворения – в результате сложного биохимического процесса. Это значит, что каждый "парашютик" несет клон материнского растения. А их – около 3000 на каждом. Математики подсчитали: если бы все семена прорастали, то их воздушный десант быстро захватил бы всю землю. И уже через десять поколений одуванчикам понадобилась бы площадь, в пятнадцать раз превышающая поверхность земного шара. Но и это еще не все чудеса одуванчика. Из кусочка корешка размером в полсантиметра тоже вырастет полноценное растение.
Надо полагать, обеспечивая такое сверхизобилие и выживаемость, природа явно имела что-то в виду. Возможно, исключительную ценность растения. Его латинское название – Taraxacum officinale – переводится как "успокаивающее лекарственное", а список недугов, с которыми при его помощи борются в народной и официальной медицине, занял бы не одну страницу. Среди них такая серьезная "болезнь века", как, например, атеросклероз. Установлено, что препараты из одуванчика обладают способностью растворять и выводить из организма холестерин.
Впрочем, не только препараты, но и свежие листья. Кроме того, зелень одуванчика – превосходный источник витаминов, железа, кальция и фосфора. В них много протеина, то есть они еще и очень питательны. Потому и в Западной Европе, и в Америке эти растения давно используют в пищу.
А чтобы иметь свежую зелень одуванчиков весь сезон, селекционеры Франции создали сорта ‘Крупнолистный’, ‘Ранний улучшенный’ и ‘Курчавый’. На нашем рынке семян сортовые одуванчики пока не встречаются, но в последнее время он развивается быстро – возможно, и мы скоро будем выращивать на грядках эту культуру. Тем более что растение это многолетнее, неприхотливое, морозостойкое, нетребовательное к почвенным условиям.
Уход прост: поливать, пропалывать, рыхлить междурядья. А незадолго до сбора отбелить листья, накрыв светонепроницаемой пленкой или цветочными горшками: это поможет избавиться от характерной горечи.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УХОДУ
Уход просто: поливать, пропалывать, рыхлить междурядья.
Незадолго до сбора отбеливают листья, накрыв растения светонепроницаемой пленкой или цветочными горшками: это помогает избавиться от характерной горечи.
Стапелия уход в домашних условиях
«Красавица и Чудовище», «Аленький цветочек» — волшебные сказки со счастливым концом, написанные людьми. Стапелия — прекрасное чудовище, созданное природой. Парадокс? Для тех, кто еще не знаком с этой представительницей земной флоры, безусловно. Труднообъяснимое, противоречивое сочетание изумительного цветка с отвратительным ароматом — вот что такое стапелия.
В противовес знаменитым произведениям звучит легенда народов Африки, посвященная этому цветку. В бедной африканской семье родилась дочь Стапелия. Прошло время, девочка подросла и превратилась в писаную красавицу.
Стали свататься к ней юноши из самых богатых родов, но ни один не был ей по душе. И влюбился в нее сын колдуна, и пришел свататься. Да не вышел он внешностью. Убогий и тщедушный юноша был осмеян острой на язычок прелестницей. «Какое убожество! Липнут, как мухи ко мне. Лучше я навсегда останусь цветком целомудрия!» — молвила она. «Так тому и быть!» — ответил возмущенный гордыней красавицы колдун.
Как размножать пеларгонию черенками? Обязательно прочитайте в этой статье.
И с тех самых пор расцветает в пустыне Африки удивительный по красоте, но ужасный по запаху цветок. Самым точным описанием для этого растения могут служить бессмертные строки «Божественной комедии» Данте, сравнившего стапелию с красотой райских гурий и зловонием глубин преисподней. Впрочем, было бы несправедливо применять подобные сравнения ко всем видам этого загадочного цветка. Познакомимся с ним поближе.
Фото демонстрирующие самые распространенные виды растения и сорта комнатного цветка — стапелии
Судя по количеству разновидностей, немало красавиц осталось одинокими. Род Стапелия насчитывает до 100 видов, и все они относятся к семейству ластовневых. В нашей фото галерее подобраны самые распространенные разновидности растения
Многолетние низкорослые стапелии суккуленты имеют мясистые четырехгранные побеги, отличающиеся отсутствием листьев. Из-за чего их часто сравнивают с кактусами.
Цветки стапелии у большинства видов расположены у основания побегов. 5 заостренных листочков чашечки образуют маленькую звезду, на которой покоится большая, состоящая из лепестков, звезда цветка.
Лепестки мясистые, опушенные или голые, окрашены в самые разнообразные цвета и оттенки. В центральной части венчика может быть так называемая «корона», образованная выростами и изменениями структуры самого венчика. Рассмотрим наиболее популярные для домашнего разведения виды стапелии.
С. Пестрая
Stapelia variegata или Орбея пестрая — наиболее известный и востребованный у домашних цветоводов вид стапелии. В естественных условиях произрастает на скалистых обрывах, каменистых осыпях, в горах Южной Африки. По высоте колеблется от 3 до 10 см.
Венчик цветка составляет 5-8 см в диаметре. Сам цветок расположен прямо у основания четырехгранных побегов, усыпанных неколющимися зубцами. Количество цветков на одном растении — 1-5. Лепестки треугольные, с яйцевидным очертанием. Светло-желтого цвета, голые и гладкие снаружи, и активно желтые, морщинистые, украшенные темно-коричневыми полосами или пятнами, внутри. Время цветения — лето. Образует плоды, заполненные семенами с парашютиками.
С. Грандифлора
Stapelia glanduliflora — желистоцветковая
Stapelia grandiflora (крупноцветковая) — обитает вдоль рек и на каменистых склонах гор Южной Африки. Прямостоячие побеги имеют высоту 10-15 см. Крыловидные грани сильно развиты, с редкими зубчиками. Диаметр венчика 15 — 16 см, отсюда и название. Лепестки зеленовато-синие снизу и темно-пурпурные сверху, опушены серыми волосками, по краям имеются белесые реснички.
Одно растение дает 1 — 2 цветка. Период цветения приходится на лето и длится 3 — 5 дней. Цветки источают сильный запах гниющего мяса.
С. Гигантская
Stapelia gigantea — настоящий великан в своем семействе. Прямостоячие, крепкие побеги растения достигают 20 см в высоту. Длинные цветоножки увенчаны огромными, до 35 см, цветками. Светло-желтые треугольные лепестки усеяны многочисленными волосками красного цвета. По краям присутствует опушка из белых волосков. Привычная среда обитания — каменистые почвы Южной Африки. Неприятный запах цветения выражен слабо.
Как правильно ухаживать за стапелией в домашних условиях
Домашнее цветоводство — это многолетний опыт и многочисленные исследования, проведенные ботаниками и обычными любителями, позволившие украсить наш дом экзотическими растениями со всех уголков Земли. Если вас не пугает своеобразный аромат стапелии, а цветки радуют глаз, то внимательно прочтите наши рекомендации и успех не заставит себя долго ждать.
Нужна ли пересадка растения после покупки
После адаптации, растение необходимо пересадить
Специальный транспортировочный субстрат, в котором содержатся растения, поступающие в наши магазины из-за границы, предназначен только для перевозки. Немедленная пересадка после того как Вам посчастливилось купить стапелию — первый шаг к долголетию вашего домашнего цветка:
- осторожно извлеките цветок из транспортировочного горшка
- внимательно осмотрите корневую систему
- стряхните все лишнее, если корни немногочисленны
- удалите поврежденные и сухие части
- при необходимости проведите перевалку
- возьмите горшок на 3-4 см больше, чем транспортировочный
- подготовьте грунт
Состав грунта для стапелии и виды удобрений для почвы
Насыпьте на дно горшка дренаж, заполнив его на 1/3 высоты. Затем заполните субстратом: 2 части дерновой земли и 1 часть крупнозернистого песка. Возможно использование продающегося в магазинах субстрата для кактусов.В него необходимо добавить песок и небольшие кусочки древесного угля. Показатель кислотности почвы (pH) — 5,5 — 7. Определяется при помощи лакмусовой или специальной индикаторной бумаги.
В качестве удобрений используют смеси для кактусов и суккулетных растений. Важно применение калийных подкормок, обеспечивающих устойчивость стапелии к болезням. Сроки введения удобрений:
- летом, раз в две недели
- зимой и осенью не подкармливают
Полив и освещение
Рожденная в Африке, в условиях яркого палящего солнца Черного континента, стапелия, в своей парадоксальной манере, плохо переносит прямой солнечный свет. Оптимальным выбором для размещения растения в квартире станут окна с западной и восточной стороны.
Хотя растение из Африки в плане освещения любит рассеянный свет и притенение
На южном окне разумно создать рассеянный свет, применив прозрачную бумагу или ткань. В полдень, когда наступает пик солнечной активности, цветку необходимо притенение, иначе не избежать ожогов на листьях. В летнее время полезны прогулки на свежем воздухе: вынесите стапелию на балкон или в сад, не забыв все-таки слегка притенить.
В поливе следует придерживаться позиции «лучше не долить, чем перелить». С марта по октябрь растение поливают умеренно, по мере высыхания верхнего слоя субстрата. Зимой, когда у стапелии наступает период покоя, полив максимально сокращают, но не прекращают. В противном случае есть риск пересушить корни, и растение, если и не погибнет, то значительно позже и сложнее вернется к нормальному состоянию весной.
Советуем внимательно следить за побегами: при первых признаках сморщивания стоит увеличить норму зимнего полива.
Оптимальная температура для выращивания
В плане температурного режима придерживайтесь следующих показателей:
- с марта по октябрь — 22 — 26 градусов
- с ноября понижают до 15 градусов
- всю зиму содержат в прохладе (при 14, но не ниже 12 градусов)
Размножение стапелии
Прикипели ли вы душой к вашей стапелии или кто-то из друзей пожелал иметь в своем домашнем саду эту экзотическую противоречивость мира цветов, вопрос о размножении не будет лишнем.
Перед посевом семена должны около года дозревать
Можно ли вырастить стапелию из семян?
Из написанного выше мы уже знаем, что цветение стапелии завершается образованием плодов. Естественно, что и размножать растение семенами можно. Единственная сложность этого способа в том, что время созревания семян — около года, да и купить их в большинстве случаев можно только в интернет магазинах.
Для высевки семян используют плошки, заполненные легкой песчанистой почвой. Через 3-4 недели появляются первые ростки. Проводится пикировка, во время которой полученные сеянцы пересаживают в горшки высотой 6 см, заполненные грунтом в следующих пропорциях: 1 ч — легкий дерн, 2 ч — листовая смесь, 1 ч — крупный песок, 0,1 ч — уголь древесный с известью.
Как размножать домашний цветок черенками
Острым ножом срезают черенок со старого побега, дают немного подвялиться и сажают в субстрат, состоящий из крупнозернистого песка и торфяной крошки. После укоренения черенки стапелии следует пересадить в постоянный горшок, высотой 7 см, заполненный грунтом того же состава, что и для сеянцев, полученных из семян. Место среза на старом побеге и на черенке лучше присыпать древесным углем.
Болезни растения: особенности лечения и уход за комнатным цветком в этот период
Палящее солнце, каменисто-песчаная почва, редкие дожди — спартанские условия жизни цветка определили высокую устойчивость стапелии к болезням. Однако полностью избежать их не удается. Паутинный клещ, червецы, тля могут поселиться на побегах цветка. Опасен и перелив, ведущий к загниванию корней.
Регулярный осмотр обязателен. Для борьбы с вредителями используйте привычные средства, применяемые для других домашних растений и свободно продающиеся в магазинах.
Цветоводу на заметку
Стапелия не перестает удивлять своих владельцев противоречивыми особенностями и с астрологической точки зрения. Растение, источая дурной аромат, повышает устойчивость домашней атмосферы к неблагоприятным энергиям, сохраняя гармонию и предотвращая конфликты.
Каким образом проще всего размножать эсхинантус? Ответ на этот вопрос можно получить здесь.
Цветок, расположенный у основания стебля, стимулирует к прикладному творчеству. По гороскопу стапелия скорпион, а это значит, что она оказывает положительное воздействие на половые органы и прямую кишку человека.
А вот как расцветает стапелия, Вы сможете увидеть посмотрев небольшой видео ролик на эту тематику. Приятного просмотра!
Если вам понравилась статья, нажмите на кнопочки в панели слева. Нажимайте все по очереди, спасибо! Подписывайтесь на обновления сайта по .
Дидактическое пособие «Одуванчик»
Комплект состоит из 15 карточек. Карточки №1-9 – части одуванчика, стадии его развития (1- корень, 2 – стебель, 3 – цветок, 4 – бутон, 5 – цветок «заснул», 6 – пчелы над цветком, 7 – семена парашютики, 8 –семена «улетают», 9 – листья одуванчика); карточки №10-15 – природные факторы (10 – снег, покрывший землю, под которой зимует корень одуванчика, 11 – солнце,12 – ветер, 13 – ночное небо,14 – дождь идет, 15 – снег идет)
Вариант 1 (для детей 5 лет)
Цель: дать представление о строении растения и его функциях (на примере одуванчика).
Проводится в форме рассказа воспитателя, сопровождающегося работой с карточками.
Воспитатель: Жил на свете одуванчик. Были у него листья – руки, которые он тянул к солнцу. (прикрепляет к доске карточку № 11,под ней карточку №9). Что еще есть у одуванчика, кроме листьев?
Если дети отвечают, что есть еще цветок, воспитатель над карточкой №9 прикрепляет карточку №3 и спрашивает :правильно? Дети видят, что неправильно.
Воспитатель: На чем растет цветок? (прикрепляет карточку №2 под карточкой №3,а карточку №9 убирает). Есть у нашего одуванчика ножка- стебелек, на которой и держится цветок, вернее не один цветок, а много маленьких цветочков, тесно прижатых к друг другу. Когда вы нюхаете одуванчик, нос у в ас становиться желтым. Почему? В цветках одуванчика есть желтый порошок, мелкий как пыль, поэтому он и называется «Пыльца». А еще цветы содержат вкусный сок- нектар. Прилетит пчела попить его (карточка №3 заменяется на №6, «испачкается» в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появиться у одуванчика семена с пушинками – парашютиками. (меняет карточку №6 на №7). Постарел наш одуванчик, стал седым. Как вы думаете, для чего семенам одуванчика нужны такие пушинки – парашютики? (ответы детей). Да, подует ветер (прикрепляет рядом карточку №12,разлетятся парашютики с семенами по всему белому свету (меняет Карточку №7 на №8, полетают, полетают, а потом упадут на землю, и вырастут из них новые одуванчики.
Чего еще не хватает нашему одуванчику? (прикрепляет карточку № 2 и №3). Может, мы что-нибудь забыли? А откуда одуванчик берет пищу, что его держит в земле? (прикрепляет каточку №2 ,№1). У одуванчика один большой толстый корень, в нем он «запасает» пищу и много маленьких – через них он получает из земли воду и пищу. Корень «держит»одуванчик в земле.
В конце занятия воспитатель подводит итог: из каких частей состоит одуванчик? какую роль они играют в его жизни?
Задание детям: сложить одуванчик из своих карточек самостоятельно или с помощью воспитателя который называет части одуванчика, а дети находят их на карточках. Можно предложить детям нарисовать одуванчик с цветами или семенами, выделив нВ рисунке все части растения. Попросите детей вспомнить другие растения и сказать, есть ли у них цветы, листья, корни.
Опыт показывает :многие дети 5-6 лет не знают, из каких частей состоит растение. Так, некоторые дети одуванчиком называют только цветок, а стебель с бутоном и листья одуванчиком не считают. Большинство детей, не знают, что корень тоже часть растения. Работа с комплектом карточек позволила ликвидировать эти пробелы, помогла на конкретном примере дать детям понятие о целом и его частях.
Цель: дать представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой. Проводится в форме рассказа воспитателя, по ходу которого он меняет карточки и задает вопросы детям.
Воспитатель: Весной Костя с папой пошел в огород. Папа взял большую лопату, а Костя маленькую. Только начали они кокать, как Костина лопата зацепилась за что то твердое. «Это корень одуванчика, — объясняет папа, из него скоро вырастут стебель, листья. Он помешает расти другим растениям, надо выкопать его из земли». «Пап,- попросил Костя,- давай оставим корешок. Это будет мой одуванчик, я буду наблюдать за тем, как он растет».
«Ну ладно, один оставим, тем более что он на краю огорода», — не стал возражать папа.
А Костя решил сделать для своего одуванчика забор из палочек, чтобы не потерять его. Теперь он знал, что в земле находится корень одуванчика. (прикрепляет карточку №1). Когда через несколько дней папа с сыном опять пришли на огород, на этом месте уже зеленели листочки. (карточка»9). Костя так обрадовался, что его одуванчик начал расти, а папа объяснил, что весной растут все растения, потому что греет солнышко. (№11)
Прошло еще несколько дней, и Костя с родителями опять пришел на огород и сразу же бросился к своему одуванчику.Он опять не узнал его : кроме листьев,у одуванчика выросла ножка – стебель с бутоном наверху. (вместо Карточки №9 прикрепляет №4 над №2). Костя оглянулся и заметил, что многие одуванчики уже открыли свои желтые головки. «А мой?»— огорчился он. «Не унывай, уже недолго осталось ждать»,-заверила мама. И оказалась она права. Через день Костя увидел красивую желтую головку. (меняет №4 на №3). Цветок был раскрыт навстречу солнцу, к нему подлетали пчелы, садились на него, что то искали и улетали. (меняет №3 на №6). У некоторых пчел Костя заметил на лапках желтые шарики. Он понюхал цветок, нос его тут же стал желтым. «Мама, мой одуванчик расцвел!» — закричал Костя. «Я сразу поняла, у тебя нос желтый». «Почему?»— Костя вытер нос, и ладошка стала желтой. «Потому что у тебя на носу цветочный порошок,он очень мелкий, как пыль, поэтому и называется пыльцой,- объяснила мама. – Пчелы ищут в цветках одуванчика особый вкусный сок – нектар, а когда пьют его,могут испачкаться. Затем летят на другой цветок, пыльца с их лапок упадет на него, и через некоторое время появится семя – парашютик.
Прошло несколько дней,солнышко пригревало все жарче, а дождика не было. Костин одуванчик наклонил головку, уронил один листик на землю, совсем плохо ему без воды. Но вот наконец солнышко закрыла большая туча (меняет на №14) ,пошел долгожданный дождь, а цветы спрятались. (меняет №6 на №5). Одуванчик напился, стал опять красивым и сильным.
Наступило лето, Костя обнаружил что его одуванчик изменился: поседел, постарел. (меняет №7 на №8,вместо цветов появились семена парашютики. Однажды подул ветер (прикрепляет №12) и полетели семена в разные стороны. (меняет №7 на №8). «Мам, наш одуванчик стал совсем лысым»— засмеялся Костя. «Зато теперь у него много деток вырастут в других местах, особенно в нашем огороде»- заметила мама.
Потом Костя уехал к бабушке, одуванчик остался один и стал похож похож на себя весеннего, потому что у него остались только листья. (убирает №2,№8 и крепит №9). Правда они стали побольше и потемнели, а к осени потемнели и упали на землю.
Вернулся Костя домой, сразу побежал проверять одуванчик, а от него один корень в земле остался. «Теперь он стал толстым, таким же,как ранней весной»— сказала мама. «Он что, толстеет?»— удивился Костя. «Конечно корень может толстеть и худеть,-подтвердила мама. После того, как парашютики улетели он начинает запасать пищу на зиму. Чем больше запасы, тем толще корень. Ели его жучки не сгрызут осенью, то к весне из этого корешка появится новый стебель,новые листья. А чтобы они выросли и появились цветы, корешок отдаст им все, что с осени припас. И чем больше становятся листья, стебель с цветами, тем тоньше корень. А потом…Потом разлетятся семена -парашютики по белу свету, и корень опять начнет толстеть, и к следующей весне готовиться…И так каждый год».
«Значит мой одуванчик на следующий год опять вырастет?» -обрадовался Костя. «Да, на этом месте вырастет весной одуванчик, похожий на твой первый. Так устроены одуванчики. И не только они, но и все другие растения»,- закончила свой рассказ мама.
Что нужно для того, чтобы вырос одуванчик?
Как меняется одуванчик? (весной, летом, осенью, зимой) Дети отвечают при помощи карточек.
Можно предложить понаблюдать за одуванчиком,который растет на участке детского сада или во дворе возле их дома: нарисовать его по своим наблюдениям. (например: одуванчик в разное время года).
Дидактическое пособие «Алгоритм распространения и развития ромашки». Для проекта «День ромашки» моя коллега попросила меня оформить дидактическое пособие «Алгоритм распространения и развития ромашки». Вот.
Конспект занятия по экологии в 1 младшей группе на тему: «Цветы на клумбе. Одуванчик» Программное содержание:Уточнить знания детей о признаках весны, познакомить с цветком одуванчика, обогащать активный словарь детей новыми.
Опыты к занятиям по теме «Размножение растений»
Цель: установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Оборудование: сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Ход опыта: Обучающиеся рассматривают цветы, описывают их. Выясняют, где у цветка может быть пыльца, и находят ее ватным шариком. Рассматривают цветущие сережки березы через лупу, обнаруживают сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Педагог предлагает детям придумать символы для обозначения цветов березы, ивы, осины (сережки — тоже цветы). Уточняет, зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).
Как пчелы переносят пыльцу?
Цель: выявить, как происходит процесс опыления у растений.
Оборудование: ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа
Ход опыта: Дети рассматривают строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представляют, что ватные шарики — это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасаются шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца).
Опыление с помощью ветра
Цель: установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.
Оборудование: два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, сережки березы.
Ход опыта: Обучающиеся выясняют, какие цветы у березы, ивы, почему к ним не летят насекомые (они очень мелкие, для насекомых не привлекательны; когда они цветут, насекомых мало). Выполняют опыт: трясут мешочками, наполненными мукой — «пыльцой». Выясняют, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу). Используют веер или вентилятор для «опыления». Дети придумывают символы для цветов, опыляемых ветром.
Зачем плодам крылышки?
Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Оборудование: плоды-крылатки, ягоды; вентилятор или веер.
Ход опыта: Дети рассматривают плоды, ягоды и крылатки. Выясняют, что помогает рассеяться семенам-крылаткам. Наблюдают за «полетом» крылаток. Педагог предлагает убрать у них «крылышки». Повторяют опыт, используя вентилятор или веер. Определяют, почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семена на большие расстояния).
Зачем одуванчику «парашютики»?
Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Оборудование: семена одуванчика, лупа, вентилятор или веер.
Ход опыта: Дети выясняют, почему одуванчиков так много. Рассматривают растение с созревшими семенами, сравнивают семена одуванчика с другими по весу, наблюдают за полетом, за падением семян без «парашютиков», делают вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).
Зачем репейнику крючки?
Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Оборудование: плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.